Татьяна Острикова: «Отсутствие законодательной базы мешало установить правила общения между всеми участниками «Единого окна»

15


















Более полутора лет назад на украинской таможне появилась возможность оформлять грузы по принципу «Единого окна». По сути, вы получаете электронное решение о проверке товаров, которые перемещаете через границу. Задумывалось, что такой подход ускорит процесс таможенного контроля, уменьшит затраты и коррупцию. Однако нововведение вызвало массу новых трудностей и увеличило временные затраты. Среди предпринимателей также много недовольных.

 

Международные компании во время транзита или импортно-экспортных операций вынуждены подавать массу документов многочисленным контролирующим органам, которые работают на основе разных законодательных и правовых нормах. В связи с этим, процесс оформления товаров достаточно сложный, что и приводит к коррупции. Принцип «Единого окна» работает на основе централизованной базы данных, в которую и подаются все документы в электронном виде. Таким образом, таможня и другие органы контроля могут работать с данными одновременно, исполняя свои функции в режиме «онлайн». Когда нововведение только появилось в Украине, у него не было законодательных и информационно-технологических оснований.

 

В 2016 году, когда этот формат только появился, им пользовалось лишь около 8% бизнесменов. За год показатель вырос к 20%, а к 2018 подскочил сразу к 70%, рассказывает Татьяна Острикова. Такие цифры связаны с решением правительства от 1 февраля – обязательное использование «Единого окна». Тем не менее, шквал критики вынудил депутатов отложить постановление. Обязательства такого рода лишают бизнес возможности выбора: бумажные или электронные документы. Также компании вынуждены самостоятельно налаживать взаимодействие со службами. Электронная система нуждалась в ежедневных правках в ручном режиме, так как регулярно возникало недоразумение всех участников. Сотрудники ГФС делают все возможное, чтобы наладить процесс работы новой системы.

 

Возникает вопрос, почему заранее не протестировали и не отрегулировали продукт? Пользователям «Единого окна» приходится только возмущаться и ждать очередных обновлений.

 

Причины провала

 

Отсутствие законодательной базы мешало установить правила общения между всеми участниками процесса. В некоторых случаях инновации, которые регламентируют действия чиновников, вводили без юридического сопровождения и нормативно-правового обеспечения. Этим вопросом до сих пор никто не занялся, хотя он нуждается в значительном пересмотре. Одним из факторов, который усложнил процесс «Единого окна», связан с самими сотрудниками. На данный момент, нет четких методических рекомендаций, алгоритма действий, таможенников не обучили работе с новым форматом. График работы служб контроля и таможни не согласован. Иногда можно было столкнуться с нежеланием сотрудников переходить на электронную систему, так как она лишила их возможности получить взятку. Обещанная экономия времени не наступила, а наоборот увеличила временные затраты. В результате увеличились затраты на таможенное оформление. Главная претензия бизнеса – невозможность компенсировать убытки.

 

— Для нормализации работы «Единого окна» депутаты зарегистрировали законопроект №7010. Он включает в себя изменения в Таможенном кодексе и 36 законах, которые регламентируют деятельность смежных служб, — говорит Татьяна Острикова.

 

Проект предполагает создание единого сайта международной торговли, в котором будет функция электронной регистрации документов. Достаточно будет сообщить, что данные уже в базе. Среди планируемых изменений – временное ограничение на выполнение формальностей и контроля во время оформления товаров. На законодательном уровне вводится так называемое молчаливое согласие по поводу таможенного оформления товаров или затягивание оформления со стороны контрольных органов.

 

Если в течение нескольких часов чиновник не внесет ни одного решения в госпортал «Единое окно для международной торговли», то портал автоматически считает окончание санитарных и фитосанитарных мероприятий для совершения таможенных формальностей. Это решение является поводом для пропуска товаров через границу. Без этих изменений, контролеры так и будут избегать ответственности за свои действия.

 

— До утверждения этого законопроекта любые разговоры об обязательном использовании «Единого окна» только усложняет ситуацию для бизнеса, — подытожила Татьяна Острикова.

 

Источник

Оставить комментарий