Татьяна Острикова: «Отсутствие законодательной базы мешало установить правила общения между всеми участниками «Единого окна»

9

Более полутора лет назад на украинской таможне появилась возможность оформлять грузы по принципу «Единого окна». По сути, вы получаете электронное решение о проверке товаров, которые перемещаете через границу. Задумывалось, что такой подход ускорит процесс таможенного контроля, уменьшит затраты и коррупцию. Однако нововведение вызвало массу новых трудностей и увеличило временные затраты. Среди предпринимателей также много недовольных.

 

Международные компании во время транзита или импортно-экспортных операций вынуждены подавать массу документов многочисленным контролирующим органам, которые работают на основе разных законодательных и правовых нормах. В связи с этим, процесс оформления товаров достаточно сложный, что и приводит к коррупции. Принцип «Единого окна» работает на основе централизованной базы данных, в которую и подаются все документы в электронном виде. Таким образом, таможня и другие органы контроля могут работать с данными одновременно, исполняя свои функции в режиме «онлайн». Когда нововведение только появилось в Украине, у него не было законодательных и информационно-технологических оснований.

 

В 2016 году, когда этот формат только появился, им пользовалось лишь около 8% бизнесменов. За год показатель вырос к 20%, а к 2018 подскочил сразу к 70%, рассказывает Татьяна Острикова. Такие цифры связаны с решением правительства от 1 февраля – обязательное использование «Единого окна». Тем не менее, шквал критики вынудил депутатов отложить постановление. Обязательства такого рода лишают бизнес возможности выбора: бумажные или электронные документы. Также компании вынуждены самостоятельно налаживать взаимодействие со службами. Электронная система нуждалась в ежедневных правках в ручном режиме, так как регулярно возникало недоразумение всех участников. Сотрудники ГФС делают все возможное, чтобы наладить процесс работы новой системы.

 

Возникает вопрос, почему заранее не протестировали и не отрегулировали продукт? Пользователям «Единого окна» приходится только возмущаться и ждать очередных обновлений.

 

Причины провала

 

Отсутствие законодательной базы мешало установить правила общения между всеми участниками процесса. В некоторых случаях инновации, которые регламентируют действия чиновников, вводили без юридического сопровождения и нормативно-правового обеспечения. Этим вопросом до сих пор никто не занялся, хотя он нуждается в значительном пересмотре. Одним из факторов, который усложнил процесс «Единого окна», связан с самими сотрудниками. На данный момент, нет четких методических рекомендаций, алгоритма действий, таможенников не обучили работе с новым форматом. График работы служб контроля и таможни не согласован. Иногда можно было столкнуться с нежеланием сотрудников переходить на электронную систему, так как она лишила их возможности получить взятку. Обещанная экономия времени не наступила, а наоборот увеличила временные затраты. В результате увеличились затраты на таможенное оформление. Главная претензия бизнеса – невозможность компенсировать убытки.

 

— Для нормализации работы «Единого окна» депутаты зарегистрировали законопроект №7010. Он включает в себя изменения в Таможенном кодексе и 36 законах, которые регламентируют деятельность смежных служб, — говорит Татьяна Острикова.

 

Проект предполагает создание единого сайта международной торговли, в котором будет функция электронной регистрации документов. Достаточно будет сообщить, что данные уже в базе. Среди планируемых изменений – временное ограничение на выполнение формальностей и контроля во время оформления товаров. На законодательном уровне вводится так называемое молчаливое согласие по поводу таможенного оформления товаров или затягивание оформления со стороны контрольных органов.

 

Если в течение нескольких часов чиновник не внесет ни одного решения в госпортал «Единое окно для международной торговли», то портал автоматически считает окончание санитарных и фитосанитарных мероприятий для совершения таможенных формальностей. Это решение является поводом для пропуска товаров через границу. Без этих изменений, контролеры так и будут избегать ответственности за свои действия.

 

— До утверждения этого законопроекта любые разговоры об обязательном использовании «Единого окна» только усложняет ситуацию для бизнеса, — подытожила Татьяна Острикова.

 

Источник

Оставить комментарий