Нужно ли легализовать азартные игры в Украине — мнение юриста

8














Полный запрет игорного бизнеса в Украине был введен законом в 2009 году. Азартной назвали любую игру, обязательным условием участия в которой является уплата игроком денег, в том числе с помощью систем электронных платежей, что позволяет участнику как получить выигрыш в каком-либо виде, так и не получить его, в зависимости от случайности.

Положения закона применяются ко всем видам деятельности в сфере азартных игр, включая казино, некогда повсеместным игровым автоматам, компьютерным симуляторам, букмекерским конторам и даже виртуальным игровым залам на просторах интернета.

При этом, в соответствии с законом, лотерея не считается азартной игрой.

Вопреки ожиданиям, запрет едва ли поспособствовал защите общества от угроз со стороны индустрии азартных игр. Став в один миг persona non grata, существенная часть рынка, ранее легально предоставлявшая свои услуги, была вынуждена уйти в тень, в результате лишив государственный и местный бюджеты налоговых поступлений и лицензионных сборов. Это привело не только к возникновению неконтролируемых и необлагаемых налогами финансовых потоков, но и к серьезным нарушениям прав и свобод граждан, прежде всего, несовершеннолетних, ведь именно они, зачастую, принимают участие в нелегальных играх.

Не в пользу запрета говорят и существенные технические изменения на рынке — в Украину пришли сотни мобильных приложений, предоставляющие доступ к азартным играм на расстоянии одного касания.

Шаткий статус-кво

Нынешний статус-кво, с одной стороны объясняющийся борьбой за возврат из тени прибыльной сферы деятельности, с другой — сложностями в достижении компромисса между основными ее участниками, не устраивает ни одну из сторон затянувшихся «азартных прений».

В столкновениях за «правильное урегулирование» на рассмотрение в Верховную Раду было подано шесть законопроектов о легализации азартных игр. Интересно, что с инициативой легализации азартных игр выступили как государство в лице Кабинета Министров (законопроект №3632 от 11 декабря 2015 года, отозванный им в 2016-м, и законопроект №4663, поданный в качестве замены первого), так и народные депутаты (законопроекты 1807, 2441а, 3094, 3632, 4663-1). Сейчас все поданные законопроекты проходят слушания в профильных комитетах парламента.

Понимая необходимость изменения тактики, Министерство финансов решило начать с урегулирования рынка лотерей, опубликовав в начале мая проект лицензионных условий осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей и установлении размера платы за выдачу лицензии. Утверждение условий позволит возродить механизм взимания лицензионных платежей с операторов лотерей и направить эти средства на нужды государственного и местных бюджетов.

Новый игорный закон

Логичным следующим шагом должно стать принятие комплексного закона, регулирующего игорный бизнес. Это важно сразу с нескольких точек зрения.

Во-первых, единый закон позволяет установить общие для любого вида азартных игр стандарты и правила для всех операторов, включая правила об «ответственной игре».

Во-вторых, подобный подход значительно снижает неопределенность при классификации смежных видов деятельности в сфере азартных игр. Это особенно касается распространенной в иностранных государствах концепции game of skill. Победа в такой игре зависит в большей степени от навыков и умений игрока, а не от случайности. Известный пример такой игры — спортивный покер.

К сожалению, отсутствие упомянутой концепции в украинском законодательстве оставляет открытым вопрос о статусе спортивного покера. Над этими и многими другими вопросами работают многочисленные общественные организации, которые выступают в качестве некоммерческих экспертных объединений и консультируют Минфин по ключевым моментам будущей легализации азартных игр.

Согласно данным Минфина, в 2008 году объем рынка азартных игр в Украине составлял 6,4 млрд грн, из которых 73% припадало на игровые автоматы, 16% на букмекерскую деятельность, 7% на лотереи и 4% на казино. В 2008 году в игровой индустрии было задействовано около 38 тыс. человек. По прогнозу министерства, в случае принятия закона, который бы легализовал рынок азартных игр, поступления в бюджет (от лицензионных платежей и налогов) составили бы около 5 млрд грн в год.

Государственно-общественное сотрудничество в этой сфере приобретает особую актуальность в свете положений последнего меморандума Украины с МВФ. Согласно его условиям, не позднее 2018 года Украина должна узаконить азартные игры. А статистика последних лет не единожды подтверждала, что Украина предпочитает исполнять взятые перед МВФ обязательства.

Какой бы спорной не была тема азартных игр, ее не следует рассматривать лишь как новый способ латания бюджетных дыр. В данном случае речь идет о глобальном изменении подходов к регулированию многих сфер хозяйственной деятельности.

С уверенностью можно говорить об одном: еще никогда общественно-политические условия не позволяли организовать по-настоящему открытый и равноправный диалог между всеми заинтересованными сторонами в этом щепетильном вопросе.

Сегодня же в рукаве каждой из сторон свой козырь — государство равно открыто как для общества, желающего получить цивилизованный рынок азартных игр, так и для бизнеса, предоставляющего такие услуги. И если Министерству финансов удастся найти консенсус, в этой игре не останется проигравших.

Натисніть на стрілку що б перейти до наступної сторінки

Оставить комментарий